В деловой практике встречается ситуация, когда полномочия генерального директора передаются индивидуальному предпринимателю (ИП). Законодательство РФ это допускает. Основные выгоды тут состоят в возможности повысить качество управления и одновременно сэкономить на выплатах, которые обществу пришлось бы делать в случае со штатным директором. Но такая простая с виду законная налоговая оптимизация несет риски предъявления налоговых претензий.
В этой статье мы расскажем про особенности такого взаимодействия с точки зрения минимизации налоговых последствий.
***
Можно выделить два основных налоговых риска, связанных с ИП – управляющим:
1. Переквалификация договора (из договора оказания услуг в трудовой договор). Это ситуация, когда договор между обществом и ИП признается трудовым. Если это происходит, то обществу могут быть дополнительно начислены социальные взносы и НДФЛ.
2. Признание затрат на услуги ИП необоснованными затратами. В данном случае налоговая будет исходить их того, что смысла нести данные затраты не было. В такой ситуации может быть дополнительно начислен налог на прибыль (а иногда и НДС).
Ниже мы коротко поясним важнейшие аспекты, на которые нужно обращать внимание при передаче полномочий единоличного исполнительного органа ИП-управляющему, в целях снижения налоговых рисков: