Поддержим ваш проект

Небольшие коллективы и ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ

То, что в народе принято обобщать одним словом «компания»,  может на деле означать очень разные вещи.

Есть разные способы организации бизнеса. Я хочу подсветить разницу между двумя, наиболее понятными всем полюсами:  «небольшие коллективы» и «Фундаментальные КОМПАНИИ». 

Понимать эту разницу нужно и тем, кто инвестирует, и тем, кто управляет, и тем, кто устраивается на работу. Законы организационного устройства – это объективные силы, понимая их можно извлечь пользу, не понимая – наломать дров.

Небольшие коллективы

Если предпринимателю пришла в голову перспективная схема заработка – совсем не обязательно для ее реализации создавать большую компанию со сложной структурой. Опыт показывает, что для запуска и апробации идей достаточно небольшой группы людей.

Более того. Многие современные компании в своей организационной сути и являются такой группой, даже спустя долгие годы работы и даже имея приличные обороты. Они живут и управляются по законам группы.

Важно понимать: пока бизнес-идея не показала, что под ней есть устойчивый рыночный спрос, пока не появился резон масштабироваться, нет и смысла говорить про основание фундаментальной КОМПАНИИ. Небольшой коллектив – отличное решение.

Такие структуры отличает гибкость. Они могут работать без дорогих систем контроля и формальных процедур. Как правило, отношения тут строятся  на доверии, а основная мотивация сотрудников  – результат и сопричастность с группой.

Как бы не выглядел внешне офис,  за всем этим в итоге обнаруживается логика жизни небольшого коллектива, которая имеет своей целью достижение тактических целей. Такие компании могут открываться и закрываться, менять названия, юр. лица. Это нормально, поскольку помогает им достигать самого важного – тактического успеха.

Ключевую роль в таких коллективах чаще играет один человек — лидер.

Если вы управляете небольшим коллективом – не тратьте силы на ненужные системы и модные организационные технологии. Все это важные элементы, но из жизни другого полюса – фундаментальных КОМПАНИЙ. Лучшая стратегия для небольшой компании – использовать преимущества именно этого вида организации.

Устраиваясь на работу в такую среду нужно быть готовым заниматься разными делами. Узкая специализация тут не в почете. Помните, внутри все держится на межличностных коммуникациях, особенно с «главным».

Клиенты тут чаще всего работают с конкретными людьми, потеря которых может запросто привести и к потере клиентов.

Инвестиции в небольшие компании связаны с рисками, порождаемыми их главной особенностью – все работает на тактику. Инвестируют тут, скорее, в лидеров, а не в системы. С идеями, кстати, в таких компаниях обычно нет недостатка, а вот с возможностью их проработать и полноценно внедрить – сложно. Ресурсов не хватает.

Фундаментальные компании

Фундаментальные  компании создаются всерьез и надолго. Они живут с верой в стратегию. В их основе сравнительно устойчивые рыночные силы и готовность  собственников вкладываться в  долгосрочное развитие. Т.е. тут зарабатывают не столько на текущей марже, сколько на стабильности бренда во времени.  И в этом огромный плюс этой модели! Ее результатом может стать компания, как самостоятельная рыночная ценность. Она может быть отчуждаемой (продана на рынке или передана в управление другим).

Важная особенность такой компании  –   высокий приоритет в учете базовых интересов работников. Невозможно себе представить фундаментальную компанию, которая не учитывает потребности ее работников в стабильности, предсказуемости, развитии карьеры… Отсюда и совершенно другой подход к HR- процессам.  Тут же и наиболее типичный бич: любая  оптимизация это всегда настоящие сложности с персоналом.

Фундаментальные Компании — неизбежность там, где производственный процесс сразу требует большого числа людей. Число людей приводит к необходимости постановки  жестких управленческих систем, созданию иерархий, формализации процессов, разработке процедур и т.д. и т.п.  Словом фундаментальная компания не свободна от бюрократических механизмов. Она опирается на них.  

Единоличные решения тут встречаются редко. Такие компании управляются  коллегиальным способом. Коллегиальное управление требует прозрачности в учете, что снова ведет к усложнению систем.

Финансирование инноваций осуществляется через тестирование пилотных проектов, многие из которых в итоге отбрасываются (в отличие от небольших коллективов, у которых нет права на ошибку).

Работа в такой компании — это работа по должностной инструкции и соблюдение процедур. В мотивации сотрудников огромную долю занимает желание получить стабильность.

Инвестиции в такую компанию — это инвестиции в систему, которая будет биться за то, чтобы работать долго.

***

Думаю, что суть различий уже понятна. Ничто не лучше и не хуже. Просто это разные формы организации, которые часто «склеиваются» в головах одним словом «компания».

Создавая компанию, принимая решение инвестировать или работать в той или иной структуре, важно понимать особенности организационного устройства.

Когда мы слышим — «У меня есть компания», «Я хочу создать компанию», «Я хочу работать в компании» — имеет смысл уточнить, про какой именно тип идет речь? Ответ поможет избежать массы ошибок.

Например, уже проверено, что:

—  не стоит «играть» в фундаментальную компанию там, где хорошо работает небольшая группа людей;

— принимая на работу сотрудников из противоположного полюса, следует помнить, что мотивация людей в таких средах имеет много отличий;

— если принято волевое решение, что небольшой коллектив должен постепенно трансформироваться в компанию фундаментальную – следует готовиться к существенным организационным изменениям. Такого рода трансформации лучше проводить при поддержке специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.